Главная » Истории успеха  » Аналитика » Необходимость реформирования государственных закупок

12 Октябрь 2021
Необходимость реформирования государственных закупок
 
Сайна Абдымомунова, эксперт в сфере государственных закупок.
 
Кыргызская система государственных закупок имеет свою историю, которая насчитывает более 20
лет, за это время нашей страной было принято три закона и последний закон претерпел более 11
изменений. Все силы были брошены сделать нашу систему как можно прозрачней, так как именно
закупки позволяют обеспечить исполнение функций и задач любого государства, так как государство
самый большой заказчик. Расходы заказчика составляют существенную долю в валовом внутреннем
продукте, а это 12%. Любая система государственных закупок предполагает наличие определенных
правил и ограничений для ее участников, в первую очередь, заказчиков и потенциальных
поставщиков, целью которых является поставка товаров необходимого качества по минимально
возможной цене. Однако универсальная система государственных закупок до сих пор не разработана
ни в теории, ни на практике.  На наш взгляд, система закупок не перестанет совершенствоваться. На
первый взгляд система выглядит прозрачной, однако, более-менее прозрачные процедуры имеются
только до заключения договоров, дальше же сплошная неизвестность.
В 2013 году была разработана система электронных закупок в нашей стране, что в значительной мере
позволяет усилить прозрачность систему государственных закупок. Однако, существует ряд проблем.
Одной из таких проблем является отсутствие электронного модуля по администрированию
подписанных контрактов. Отсутствие этого модуля увеличивает риски коррупции, ухудшает условия
развития бизнес сектора и приводит даже к деградации и снижению качества ключевых проектов,
таких как транспортная, энергетическая и т.д. Для обсуждения данной проблемы был организован
круглый стол, на котором участвовал бизнес сектор, уполномоченный орган по закупкам в лице
Департамента государственных закупок, специалисты по закупкам разных организаций,
представитель Счетной палаты КР, консультанты ЮСАИД. Эксперты определи основные
коррупционные риски на пост-тендерной фазе:
• Необоснованно жесткое администрирование договора на стадии его исполнения, вплоть до
вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика;
• Затягивание предоставления информации, материалов, необходимых для исполнения
договора со стороны заказчика;
• Обременение договора дополнительными необъявленными условиями, т.е. выставление
поставщику требований, не предусмотренных ТЗ и условиями договора;
• Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продукции по
контракту;
• Необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по договору;
• Подписание актов выполненных работ и приёмки товаров до фактического приёма;
• Несвоевременный возврат ГОИД;
• Намеренное отсутствие контроля за исполнением гарантий и/или игнорирование
гарантийного периода;
• Необоснованные претензии по объему и срокам гарантий;
 
• Изменение заказчиком условий гарантийного обслуживании;
• требования). Пример: фиктивные договора, приобретение товаров, работ и услуг в меньшем
количестве/объеме, изменение технических требований при приемке.
Примеры последствий коррупционных действий пост-тендерного периода
 
Обсуждение перечисленных рисков и пути решения, была главной темой круглого стола. Участники
отметили, что главной проблемой остается не своевременная оплата. Участники, в особенности
поставщики отметили, что оплата является самым коррупционным действием, где фраза «по мере
финансирования», позволяет недобросовестным заказчикам шантажировать поставщиков. Еще
одним действием шантажа является не принятие товара, подо всяким предлогом. И все
перечисленные риски являются следствием отсутствия модуля на портале пост-тендерного периода.
Надо отметить, что участник от Счетной палаты КР, тоже отметил, что невозможно провести
мониторинг действий, закупающий организаций после заключения договора, портал не содержит
данной функций, и нельзя оценить полный цикл закупок. Было отмечено, что Закон КР «О
государственных закупках» содержит требования публикации на портале информацию заключенного
контракта и его администрирования, однако, га портале такого модуля нет. Участники отметили, что
надо максимально раскрыть все действия после заключения договора и все это должно быть на э-
портале государственных закупок. В этой связи руководство Департамента совместно с экспертами
ЮСАИДа разработают модуль по электронному контакту.
Предстоящие реформы электронной системы позволят на электронном портале показать всю цепочку
закупок, от составления плана закупок до изменений заключенных контрактов.


Не оставайтесь равнодушными поделитесь статьёй:


Вернутся к списку



Цитаты о коррупции

При работе с информационными источниками Трансперенси Интернешнл Кыргызстан строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст. 20 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. Вся представленная на сайте информация получена из открытых источников в СМИ.