Финляндия
25 Январь 2019
Страна, о которой мы сегодня расскажем, уникальна не только тем, что считается родиной Санта-Клауса, но и тем, что входит в тройку стран, наиболее свободных от коррупции. Речь идет о Финляндии.
Согласно индексу восприятия коррупции «Трансперенси Интернешнл», по результатам 2018 года Финляндия занимала третье место в рейтинге 180 стран. Такому результату можно позавидовать. В чем же секрет?
На самом деле, коррупция в Финляндии тоже встречается – абсолютно свободных от нее стран, пожалуй, и нет. Есть данные, согласно которым самым распространенным проявлением коррупции там являются «полезные связи», или попросту говоря – блат.
Но громких скандалов в этой сфере в последнее время действительно не было. Можно вспомнить разве что про бывшего главу МИД Финляндии Илкку Канерву, которого в апреле 2012 года приговорили к 15 месяцам лишения свободы условно по обвинению во взяточничестве и превышении должностных полномочий, а в июне 2013-го оправдали. По сообщению «ИТАР-ТАСС», следствие утверждало, что Канерва получал десятки тысяч евро от финских предпринимателей на празднование своего 60-летия и участие в парламентских выборах. Но Хельсинский апелляционный суд посчитал этот факт недоказанным, и все фигуранты уголовного дела были оправданы. Для тех, кого волнует дальнейшая судьба Канервы, сообщим: с июля 2014 года он — президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Как утверждают эксперты, каждый год в Финляндии рассматриваются несколько дел по взяткам. Уголовный кодекс страны предусматривает за этот вид преступления наказание от штрафа до четырех лет лишения свободы – в зависимости от тяжести содеянного. А вот само слово «коррупция» в финском УК не встречается, как нет и специальных органов контроля за ней. Она просто рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и т. д.
Контролируют антикоррупционные нормы обычные судебные приставы и правоохранители. Также велика в этих вопросах роль канцлера юстиции и омбудсмена парламента. Их назначает президент, оба независимы и следят за деятельностью всех ветвей и уровней государственной власти.
На тот случай, если в коррупционном преступлении обвиняются высокопоставленные чиновники – члены правительства, Верховного или Административного суда, уже упомянутые канцлер юстиции, омбудсмен парламента и даже президент страны – существует специальный Государственный суд. Его созывают по мере необходимости и фактически он функционирует как «суд импичмента», потому что может принимать решения об отстранении указанных лиц от должностей.
Например, Государственный суд созывался в 1993 году для рассмотрения дела экс-министра торговли и промышленности, депутата парламента от Партии центра Кауко Юхантало. Его обвиняли в том, что он, находясь на высокой должности, содействовал выдаче госгарантий для одного финского банка, находящегося на грани банкрота. Взамен чиновник потребовал кредиты для собственного бизнеса. Государственный суд принял решение лишить Кауко Юхантало депутатского мандата.
Эксперты отмечают, что для борьбы с коррупцией Финляндия активно использует международно-правовые инструменты: страна подписала и ратифицировала Конвенцию ЕС о борьбе с коррупцией(1997г.), Конвенцию ОЭСР о борьбе с взятками (1998г), Конвенцию ООН против коррупции, принятую в Мехико в декабре 2003 года…
В борьбе с коррупционными проявлениями большим подспорьем являются средства массовой информации. Многие коррупционные факты вскрылись именно благодаря прессе, она часто выступает в качестве эффективного инструмента гражданского контроля. Также можно говорить о том, что коррупцию в Финляндии сдерживают довольно компактная административная система, которая практически исключает бюрократию, и материально-социальная обеспеченность чиновников. Последним, кстати, запрещается принимать подарки от лиц, на прохождение дел, которых они могу оказать влияние. А высшие должностные лица страны обязаны предоставлять декларации о доходах и расходах. Есть и еще один нюанс – в Финляндии, относительно других стран, практически не ощущается социальное расслоение общества и крайне мало тех, кто живет за чертой бедности. Это тоже благоприятным образом влияет на антикоррупционные настроения.
И хотя финскую антикоррупционную формулу, наверное, нельзя считать универсальной для всех стран, но некоторые ее элементы вполне реально использовать, в том числе и в Кыргызстане. Начать можно, например, с неотвратимости наказания за коррупционные преступления. Независимо от должностей и регалий совершивших их лиц.
Инструкции по категориям
Цитаты о коррупции
При работе с информационными источниками Трансперенси Интернешнл Кыргызстан строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст. 20 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. Вся представленная на сайте информация получена из открытых источников в СМИ.