Главная » Добывающая Отрасль  » Материалы » Прозрачность лицензионного процесса в Кыргызстане

Прозрачность лицензионного процесса в Кыргызстане

29 Июнь 2022

Горнодобывающая отрасль является одной из самых важных доходообразующих отраслей Кыргызской Республики. Право пользования недрами в Кыргызской Республике возникает на основании лицензии, государственной регистрации, концессионного договора или соглашения о разделе продукции. Но страна полагается в основном на режим лицензирования для предоставления прав на поиск, разведку и добычу полезных ископаемых. В Кыргызстане имеется 4 вида получения лицензии:

  • Правило первой поданной заявки
  • Аукцион
  • Конкурс на право пользования недрами
  • По решению Кабинета Министров Кыргызской Республики

Согласно требованиям ИПДО необходимо раскрытие информации касательно всех присужденных и переданных контрактов и лицензий в добывающем секторе, реестра лицензий и контрактов.

Закон «О недрах» предусматривает публикацию Реестра участков недр общегосударственного значения, реестр аукционных участков недр и объявления о проведении конкурсов и аукционов на право пользования недрами в международных и республиканских СМИ, включая дату и условия проведения конкурсов и аукционов с последующим обновлением в средствах массовой информации и на Интернет-сайте уполномоченного государственного органа по недропользованию. Результаты проведенного конкурса или аукциона подлежат опубликованию в течение 30 календарных дней с момента подписания. Также имеется требование о публикации на Интернет-сайте уполномоченного государственного органа по недропользованию всех лицензий и лицензионных соглашений на право пользования недрами, предоставленных путем проведения конкурса или аукциона.

До недавнего времени, уполномоченный государственный орган действительно публиковал информацию о предстоящих аукционах за 2021-2022. Эти публикации содержали условия проведения аукционов, которые различались по содержательности сведений об аукционном объекте недр, в частности геологической характеристике площади. В настоящее время этих публикаций не существует и до сих пор непонятно, будет ли информация о проведении конкурсов и аукционах публиковаться или нет. Что касается лицензионных соглашений, то несмотря на наличие нормы в законе «О недрах» о публикации, то они никогда не публиковались.

Хорошим примером является Национальная комиссия по углеводородам CNH в Мексике, которая публикует графики и повестки дня совещаний, на которых уполномоченные принимают решение о выдаче лицензий и разрешений. Они транслируются в Интернете через стабильное соединение, а разделенные экраны позволяют зрителям следить за презентациями, документами и просматривать материалы для обсуждения в режиме реального времени. Бегущая строка в нижней части экрана выделяет обсуждаемый пункт повестки дня, помогая зрителям следить за ходом встречи. Кроме того, на следующий день CNH публикует двухминутные видеоролики, в которых объясняются решения и обоснование собрания, а также основные обязательства, которые регулирующие органы ожидают от операторов.  Особенно вызывает уважение механизм процесса торгов с помощью видео, описывая даже текущую логистику, такую как парковка, время прибытия и то, как представители общественности могут, если захотят, посмотреть весь процесс торгов онлайн. 

Также на веб-сайте Rondas Mexico публикуется все контракты, а также взаимосвязанная информация и данные, где имеется специальная страница для каждого присужденного контракта. В дополнение к основному контракту и сопутствующим документам на этих страницах есть вкладки, на которые пользователи могут переходить для просмотра дополнительной информации, такие как сведения о процессе распределения, в соответствии с которым был заключен контракт, экологические документы и рабочие планы. Кроме того, на каждой странице контракта есть архитектура для раскрытия информации, относящейся к этапу реализации, включая данные на уровне проекта о местном содержании и закупках, инвестициях, государственных доходах и уровнях производства.

Другим важным фактором прозрачности процесса лицензирования является прозрачность лиц, принимающих решения на каждом этапе. Данная функция необходима для предотвращения конфликта интересов, где общественность может видеть, кто принимает решения на каждом этапе процесса и, кто получает выгоду от этих решений. Несмотря на то, что в законодательстве прописаны процессы получения лицензий с указанием государственных органов, в самих государственных органах редко указываются публично конкретные должностные лица ответственные за определенные этапы процесса утверждения, контроль за конкретным нормативным актом, бюджетом или контрактом. Данный процесс раскрытия информации позволил узнать общественности, кто ответственный за эти решения. Хорошим примером является веб-сайт Комиссии по нефти и газу Британской Колумбии, где имеется «публичная зона», которая служит централизованным источником для граждан, ищущих информацию о проектах.

Для того, чтобы усилить прозрачность лицензионного процесса, необходимо не просто публиковать всю необходимую информацию по различным аспектам каждого горнодобывающего проекта (от правил регулирования сектором до реализации проекта и осуществления государственного надзора), но также необходимо объединить на едином онлайн портале для улучшения понимания сектора и проведения официального и общественного надзора, как это делается на веб-портале Rondas México, которые объединили информацию между различными агентствами, включая министерство энергетики (SENER), министерство финансов (SHCP), мексиканский нефтяной фонд (FMP), Агентство по безопасности, энергетике и окружающей среде (ASEA) и Национальной комиссии по углеводородам CNH.



Не оставайтесь равнодушными поделитесь статьёй:


Вернутся к списку



Добывающая Отрасль по категориям

Цитаты о коррупции

При работе с информационными источниками Трансперенси Интернешнл Кыргызстан строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст. 20 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. Вся представленная на сайте информация получена из открытых источников в СМИ.