Главная » Добывающая Отрасль  » Материалы » Инициатива прозрачности в добывающих отраслях

Инициатива прозрачности в добывающих отраслях

11 Май 2022

Инициатива прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО) способствует обеспечению открытости и подотчетности в нефте-, газо- и горнодобывающей отраслях промышленности. Стандарт ИПДО состоит из двух частей: первая часть — Внедрение Стандарта ИПДО и вторая часть — Организационные основы и принципы управления. Первая часть Внедрение Стандарта ИПДО включает в себя следующие разделы:

  • Принципы ИПДО, которые были согласованы всеми заинтересованными сторонами в 2003 году. Эти принципы излагают общие цели и обязательства всех заинтересованных сторон.
  • Требования ИПДО, которые должны соблюдаться странами, внедряющими ИПДО.
  • Раздел о Надзоре за внедрением ИПДО со стороны Правления ИПДО, где устанавливаются сроки, которых должны придерживаться внедряющие страны, и последствия отсутствия прогресса в выполнении требований ИПДО.
  • Обзор валидации. Валидация предоставляет возможность заинтересованным сторонам получить беспристрастную оценку уровня прогресса страны во внедрении ИПДО в соответствии требованиям Стандарта ИПДО.
  • Протокол «Участие гражданского общества», который устанавливает требования и ожидания относительно участия гражданского общества во внедрении ИПДО.
  • Требования к компаниям, поддерживающим ИПДО.
  • Политика открытых данных.

Вторая часть адресует Организационные основы и принципы управления. Она включает в себя: Устав Ассоциации ИПДО, который содержит положения о том, как регулируется Ассоциация членов ИПДО, а также Политику открытости ИПДО, в которой говорится, как сама ИПДО должна быть прозрачной. Каждый круг заинтересованных сторон Ассоциации имеет согласованные Руководящие принципы. Вторая часть также включает Кодекс поведения Ассоциации ИПДО, который устанавливает ожидания поведения для всех членов Правления ИПДО, их заместителей, членов Ассоциации ИПДО, сотрудников национальных и международных секретариатов и членов групп заинтересованных сторон.

 

Основные характеристики правил ИПДО 2019 года

Порядок получения статуса страны, внедряющей ИПДО

Страна, намеревающаяся внедрять ИПДО, обязана выполнить ряд условий, прежде чем подавать заявку на присвоение статуса страны ИПДО. Эти условия включают в себя принятие обязательства правительством (1.1), вовлечение компаний (1.2), вовлечение гражданского общества (1.3), создание многосторонней группы заинтересованных сторон (1.4) и согласование рабочего плана ИПДО (1.5). Когда страна выполнит эти условия и изъявит желание быть признанной страной, внедряющей ИПДО, правительству необходимо подать заявку в Правление ИПДО о вступлении в ИПДО.

Требования к странам, внедряющим ИПДО

Требования ИПДО являются минимальными, и внедряющие страны поощряются к тому, чтобы превышать их в случаях, когда заинтересованные стороны сочтут это целесообразным. Заинтересованные стороны поощряются к изучению дополнительных материалов с рекомендациями касательно эффективного выполнения требований.

Требование 1 - Надзор со стороны многосторонней группы заинтересованных сторон

Необходимо обеспечить эффективный надзор со стороны всех заинтересованных сторон, в том числе создать действующую многостороннюю группу заинтересованных сторон, что предполагает вовлечение правительства и компаний, а также полноценное, независимое, активное и эффективное участие гражданского общества. К основным требованиям, связанным с надзором со стороны многосторонней группы заинтересованных сторон, относятся следующие: (1.1) принятие обязательства правительством, (1.2) участие компаний, (1.3) участие гражданского общества, (1.4) создание функционирующей многосторонней группы заинтересованных сторон и (1.5) согласованный рабочий план с изложением четких целей внедрения ИПДО и сроков их достижения, соответствующих срокам, установленным Правлением ИПДО.

Требование 2 - Правовые и организационные основы, включая заключение контрактов и предоставление лицензий

Необходимо обеспечить раскрытие информации касательно принципов управления добывающим сектором, с тем чтобы заинтересованные лица понимали законы и процедуры распределения прав на разведку и добычу, правовые, нормативные и договорные основы, применяемые в добывающем секторе, и институциональные обязанности государства в управлении сектором. К требованиям ИПДО, связанным с обеспечением прозрачности правовой системы и распределением прав в добывающем секторе, относятся следующие: (2.1) правовая система и налоговый режим, (2.2) заключение контрактов и предоставление лицензий, (2.3) реестр лицензий, (2.4) контракты, (2.5) бенефициарная собственность и (2.6) участие государства в добывающем секторе.

Требование 3 - Разведка и добыча

Необходимо обеспечить раскрытие информации касательно разведки и добычи природных ресурсов с целью предоставления заинтересованным сторонам возможности оценки потенциала данного сектора. К требованиям ИПДО, связанным с обеспечением прозрачности в отношении разведки и добычи полезных ископаемых, относятся следующие: (3.1) информация о разведочных работах, (3.2) сведения о добыче и (3.3) данные экспорта.

Требование 4 - Сбор доходов

Представление о платежах компаний и доходах государства может способствовать проведению информированных публичных дискуссий по вопросам управления добывающим сектором. Согласно ИПДО необходимо обеспечить полное раскрытие информации о платежах компаний и доходах государства от добывающих отраслей. К требованиям ИПДО, связанным со сбором доходов, относятся следующие: (4.1) полное раскрытие информации о налогах и доходах, (4.2) продажа доли добычи, причитающейся государству, или другие доходы, получаемые в натуральной форме, (4.3) строительство объектов инфраструктуры и бартерные сделки, (4.4) доходы от транспортировки, (4.5) сделки с участием ГП, (4.6) платежи на субнациональном уровне, (4.7) уровень разукрупнения данных, (4.8) своевременность представления данных и (4.9) качество данных в раскрываемой информации.

Требование 5 - Распределение доходов

Необходимо обеспечить раскрытие информации, связанной с распределением доходов, которая предоставляет заинтересованным сторонам возможность получить представление об учете доходов в национальном и, где применимо, субнациональном бюджете. К требованиям ИПДО, связанным с распределением доходов, относятся следующие: (5.1) распределение доходов, (5.2) переводы средств на субнациональный уровень и (5.3) управление доходами и расходами.

Требование 6 - Затраты на социально-экономические нужды

Согласно ИПДО поощряется раскрытие информации, связанной с управлением доходами и расходами, которая предоставляет заинтересованным сторонам возможность оценить, несет ли добывающий сектор желаемые результаты для социально-экономической сферы и окружающей среды. К требованиям ИПДО, связанным с распределением доходов, относятся следующие: (6.1) расходы компаний на социальные нужды и охрану окружающей среды, (6.2) квазифискальные расходы государственных предприятий, (6.3) обзор вклада добывающего сектора в экономику и (6.4) воздействие добывающих отраслей на окружающую среду.

Требование 7 - Результаты и воздействие

Регулярное раскрытие данных добывающей отраслей не несет существенной практической пользы без информирования общественности, понимания того, что означают цифры, и публичных дискуссий о том, как доходы от природных ресурсов могут быть использованы наиболее эффективным образом. Требования ИПДО, связанные с результатами и воздействием ИПДО, призваны обеспечить вовлечение всех заинтересованных сторон в диалог об управлении доходами от природных ресурсов. Раскрытие информации согласно ИПДО способствует реализации Принципов ИПДО за счет стимулирования более широких публичных дискуссий. Также чрезвычайно важно принять меры для обобщения практического опыта, полученного в ходе внедрения, анализа и, в соответствующих случаях, выполнения рекомендаций, полученных по результатам внедрения, и упрочнения самих основ внедрения ИПДО.

 

Надзор за внедрением ИПДО со стороны Правления ИПДО

В надзоре за внедрением ИПДО описываются процедуры и критерии, применяемые Правлением ИПДО при осуществлении надзора и валидации внедрения ИПДО. Здесь также приводятся временные рамки, установленные Правлением ИПДО в отношении публикации данных ИПДО и надзора за процессом валидации.

В процессе валидации проводится оценка прогресса страны в достижении соответствия каждому из требований ИПДО. Подробное руководство по видам подтверждающих данных, необходимых для оценки выполнения отдельных требований, изложено в Руководстве по валидации. Уровень прогресса в выполнении каждого требования ИПДО указывается с помощью одной из следующих формулировок:

Выдающийся прогресс

Удовлетворительный прогресс

Значимый прогресс

Недостаточный прогресс

Прогресс отсутствует

 

Обзор валидации

Валидация является неотъемлемой частью процесса ИПДО. Ее цель заключается в оценке эффективности, стимулирования диалога и накоплению опыта на уровне стран. Кроме того, она гарантирует репутацию ИПДО благодаря соблюдению внедряющими ИПДО странами одного и того же международного стандарта. Валидация предоставляет возможность всем заинтересованным сторонам получить беспристрастную оценку уровня соответствия процесса внедрения ИПДО в стране положениям Стандарта ИПДО. Кроме того, в отчете о результатах валидации определяются степень воздействия ИПДО в стране, в которой проводится валидация, осуществление мер, поощряемых Стандартом ИПДО, обобщение практического опыта внедрения ИПДО, а также любые вопросы, поднятые заинтересованными сторонами, и рекомендации в отношении внедрения ИПДО в дальнейшем.

 

Протокол участия гражданского общества

Протокол «Участие гражданского общества» устанавливает требования и ожидания относительно участия гражданского общества во внедрении ИПДО.

Активное участие гражданского общества в процессе ИПДО является ключевым условием для большей подотчетности, которого добивается ИПДО. Протокол гражданского общества является частью Стандарта ИПДО.

Участие гражданского общества в процессе ИПДО формально оценивается на двух этапах внедрения ИПДО — на этапе оценки кандидатской заявки страны и в процессе валидации. Также в отдельных случаях может быть проведена оценка участия гражданского общества в ответ на конкретные проблемы, поднятые перед Правлением в отношении ситуаций в конкретных внедряющих странах.

Представители гражданского общества имеют возможность принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам, связанным с процессом ИПДО, и выражать свои мнения о процессе ИПДО без ограничений, принуждения или страха преследования.

Представители гражданского общества имеют возможность свободно действовать в связи с процессом ИПДО. Правление ИПДО и исполнители валидации рассматривают, насколько правовые, нормативные, административные и фактические условия влияют на возможности представителей гражданского общества принимать участие в процессе ИПДО.

Представители гражданского общества имеют возможность взаимодействовать и сотрудничать друг с другом по вопросам процесса ИПДО

Представители гражданского общества имеют возможность принимать полноценное, активное и эффективное участие в разработке, внедрении, контроле и оценке процесса ИПДО

 

Требования к поддерживающим ИПДО компаниям

Поддерживающие ИПДО компании поддерживают внедрение Стандарта ИПДО путем участия в отчетности во внедряющих ИПДО странах, где они осуществляют свою деятельность. Поддерживающим ИПДО компаниям также рекомендуется иметь представителей в многосторонних группах заинтересованных сторон и активно участвовать в процессе ИПДО во внедряющих странах.

Кроме того, поддерживающие ИПДО компании поддерживают внедрение ИПДО путем членства в Ассоциации ИПДО, соблюдения настоящего набора требований и ежегодного финансового взноса на цели международного управления ИПДО.

Политика открытых данных

Настоящая политика содержит рекомендации касательно следования концепции открытых данных во внедрении ИПДО в рамках согласованного охвата процесса внедрения ИПДО на национальном уровне. Она дополняет требования касательно открытых данных, содержащиеся в требовании 7. В основу политики положен обобщенный опыт, полученный в ходе внедрения ИПДО на национальном уровне, а также новые международные передовые методы. Политика направлена на стимулирование систематического раскрытия информации.

В части 2 описываются организационные основы и принципы управления

Устав Ассоциации ИПДО

Устав является неотъемлемой частью Стандарта ИПДО. Устав был рассмотрен на Глобальной конференции ИПДО в Париже в 2019 году и принят Собранием членов 17 июня.

Ассоциация ИПДО представляет собой некоммерческую ассоциацию, созданную согласно законодательству Норвегии (“forening”).

Политика открытости ИПДО

Документы ИПДО являются публичными.

Презентация Инициатива прозрачности в добывающих отраслях

Руководство по вовлечению в процесс ИПДО (на основе международного опыта)



Не оставайтесь равнодушными поделитесь статьёй:


Вернутся к списку



Добывающая Отрасль по категориям

Цитаты о коррупции

При работе с информационными источниками Трансперенси Интернешнл Кыргызстан строго следует конституционному принципу невмешательства в частную сферу жизни человека и подчиняется положениям ст. 20 Гражданского кодекса Кыргызской Республики. Вся представленная на сайте информация получена из открытых источников в СМИ.